Утверждено
приказом Министерства образования и науки
Кыргызской Республики
от 02 августа 2014 года № 585\1

Временное положение о школе-лицее

1. Общие положения

  1. Настоящее Временное положение о школе-лицее устанавливает правовые и организационные основы деятельности школы-лицея.
  2. Школа-лицей (далее — лицей) – вид общеобразовательной организации в системе непрерывного образования, основной целью которого является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования по естественнонаучным, физико-математическим профилям в соответствии со склонностями и способностями учащихся.
  3. Учредителями лицея являются:
    • органы государственной власти и местного самоуправления;
    • юридические и физические лица при условии соблюдения государственных образовательных стандартов;
    • иностранные государства, международные организации в соответствии с международными договорами и законодательством Кыргызской Республики.
  4. В своей деятельности лицей руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «Об образовании», другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность общеобразовательной организации, настоящим Временным положением и своим уставом.
  5. Лицей является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственной символики, со своим наименованием на государственном и официальном языках, самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банковских учреждениях, штамп, бланки, осуществляет оперативное управление закрепленным за ним имуществом.
  6. Лицей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики от своего имени вправе приобретать имущественные и личные неимущественные права, иметь имущество в собственности, заключать договоры, являться истцом и ответчиком в суде.
  7. Лицей несет в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке ответственность за качество начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, за соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного и воспитательного процесса возрастным психофизическим особенностям учащихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
  8. Общеобразовательная организация получает статус «лицей» по результатам аккредитации.

2. Задачи лицея

  1. Задачами лицея являются:
    • обеспечение общего универсального образования, установленного государственным образовательным стандартом среднего общего образования;
    • воспитание высоконравственной интеллектуальной личности, обладающей фундаментальными компетентностями и получившей допрофессиональную ориентацию для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

3. Функции лицея

  1. Лицей осуществляет следующие функции:
    • реализует общеобразовательные программы начального общего, а также основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по естественнонаучным, физико-математическим профилям (далее –лицейское образование);
    • ставит на учет и принимает детей и подростков, подлежащих обучению и проживающих на территории, закрепленной за государственными и муниципальными лицеями, согласно Инструкции о порядке учета детей и подростков школьного возраста, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 ноября 1997 года № 667;
    • реализует дополнительные образовательные программы и оказывает дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами основных общеобразовательных программ в соответствии с уставными целями и задачами. Виды и формы образовательных услуг, в том числе и платных, определяются в уставе лицея.

4. Права и обязанности лицея

  1. Лицей имеет право:
    • определять направления своей образовательной и воспитательной деятельности;
    • заключать в установленном порядке договоры с другими организациями;
    • вступать в профессиональные ассоциации, союзы, учебно-методические объединения, включая международные;
    • проводить уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на подготовку и проведение образовательного процесса;
    • осуществлять другие виды деятельности, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.
    • проходить регистрацию (перерегистрацию) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
    • проводить учебно-методические семинары, тренинги, открытые уроки по профилю своей деятельности;
    • готовить аналитические справки и рекомендации по развитию и интеграции лицейского образования;
    • осуществлять иные мероприятия, необходимые для деятельности лицея.

5. Организация образовательной деятельности

  1. Лицей осуществляет образовательный процесс трех ступеней школьного образования: начальное общее(1-4 классы), основное общее (5-9 классы) и среднее общее образование (10-11 классы).
  2. Образовательный процесс в лицее осуществляется по учебным планам, разрабатываемым в соответствии с Базисным учебным планом.
  3. Вариативность учебного плана лицея реализуется за счет набора предметов и курсов естественнонаучного, физико-математического профилей в рамках лицейского компонента учебного плана.
  4. Содержание лицейского образования, основанного на естественнонаучной или физико-математической базе основных общеобразовательных программ повышенного уровня сложности, реализуется с 8 класса по 11 класс.
  5. Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания, а также системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся.
  6. Количество классов в лицее зависит от условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм.Наполняемость классов лицея устанавливается в количестве 25 обучающихся. Допускается деление 10-11 классов на две подгруппы при проведении уроков и лабораторных занятий по профильным предметам. Деление на подгруппы по другим предметам производится в пределах расходов, определенных стандартом бюджетного финансирования.
  7. Учредитель с учетом региональных особенностей и возможностей, руководствуясь программой развития образовательной системы региона, финансирует лицейские образовательные программы и создает специальные кадровые условия для их решения.
  8. Учащиеся, не успевающие по профильным предметам, решением педагогического совета и по согласованию с соответствующим региональным органом государственного управления образованием отчисляются из лицея.
  9. В случае несогласия родителей (законных представителей) с результатами аттестации учащихся вопрос об уровне подготовки по лицейским образовательным программам решает независимая аттестационная комиссия, состав которой утверждается соответствующим региональным органом государственного управления образованием.Состав независимой аттестационной комиссии формируется из числа преподавателей других общеобразовательных организаций и профессиональных учебных заведений, преставителей совета лицея и регионального органа государственного управления образованием.
  10. Повторный курс обучения в лицее возможен в случае неуспеваемости учащихся по болезни при условии их хорошей систематической успеваемости в предыдущие годы.
  11. Основными формами организации учебных занятий в лицее являются урок- лекция, урок-семинар, урок-практикум и лабораторные работы с широким использованием инновационной средств обучения и технологии.
  12. Лицей для развития творческих способностей учащихся проводятся занятия по музыке, изобразительному искусству, хореографии, ритмике, танцам, а также для уделения особого внимания здоровью учащихся проводит занятия по гимнастике, плаванию, теннису и другим видам спорта во внеурочное время.

6. Требования к приему учащихся в лицей

  1. Правила приема учащихся устанавливаются учредителем и закрепляются в уставе лицея.
  2. Прием в 1 класс лицея проводится всех подлежащих обучению детей 6-7 лет, проживающих на закрепленном за лицеем территории, на основании их заявлений и медицинских справок установленного образца без вступительных экзаменов.
  3. Прием в 8 класс лицея производится по заявлению всех желающих из любых общеобразовательных организаций, успешно закончивших 7 класс общеобразовательной школы и прошедших тестирование по двум профильным предметам.
  4. Для проведения приема учащихся в лицей формируется приемная комиссия из числа преподавателей лицея, представителей регионального органа государственного управления образованием, врачей и психологов, состав которой утверждается приказом директора лицея.
    Содержание тестовых заданий и форма проведения тестирования учащихся разрабатывается самостоятельно лицеем.
    Приемная комиссия организует свою работу согласно Положению о приемной комиссии, утвержденному региональным органом государственного управления образованием.
  5. При поступлении в лицей учащиеся и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены с документами, регламентирующими образовательный процесс.
  6. Дополнительный прием учащихся в 8 класс производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам тестирования.
  7. За учащимися лицея сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы.
  8. Лицей несет ответственность за сохранение контингента принятых обучающихся в течение всего срока их обучения.
  9. В лицее соблюдается требования к единой школьной форме учащихся согласно приказу Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 17 июля 2014 года № 528\1 «Об утверждении школьной формы учащихся»

7. Управление лицеем

  1. Организационная структура управления лицея обеспечивает профиль деятельности во всех уровнях развития лицея, вовлекая каждого участника в процесс соуправления.
  2. Формами соуправления лицея являются совет лицея, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет, ученическое самоуправление.
    Порядок выборов органов соуправления и их полномочия определяются в уставе лицея.
    Создание и деятельность попечительского совета лицея осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики “О попечительских советах” и соответствующим Положением, утвержденным Правительством Кыргызской Республики .
  3. Непосредственное управление лицеем осуществляет директор.
    Директор лицея назначается на должность и освобождается от должности приказом соответствующего регионального органа государственного управления образованием согласно Трудовому кодексу Кыргызской Республики.
  4. Директор лицея:
    • определяет и реализует совместно со всеми участниками образовательного процесса направления развития лицея, совершенствование лицейского образования;
    • обеспечивает доступность и качество образования учащихся в пределах государственных образовательных стандартов, а также дополнительную (углубленную) подготовку по естественнонаучным, физико-математическим профилям;
    • осуществляет набор и расстановку учителей и технического персонала, контролирует деятельность педагогического совета и других форм соуправлений;
    • создает условия для повышения педагогической квалификации и профессионального роста учителей;
    • осуществляет общее руководство за деятельностью совета лицея;
    • организует и несет ответственность за хранение и выдачу документов об образовании государственного образца и достоверность предоставляемой информации о лицее;
    • руководит и контролирует финансово-хозяйственную деятельность лицея;
    • контролирует и несет персональную ответственность за эффективное использование грантов и инвестиций, добровольных взносов, в том числе средств от доходов от предоставления дополнительных образовательных услуг;
    • несет ответственность и обеспечивает учет и сохранность материально-технической базы лицея, соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, охраны труда учащихся и работников;
    • персонально несет ответственность за противопожарную безопасность в лицее, а также в зависимости от степени вины и тяжести случаев, подвергших опасности жизнь и здоровье обучающихся и учителей в учебное время, согласно законодательству Кыргызской Республики;
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с должностными обязанностями, уставом лицея.
  5. Для оказания помощи учителям в углубленном изучении научных основ профильных курсов, проведения учебных занятий с учащимися привлекаются профессорско- преподавательский состав высших учебных заведений педагогического направления.
  6. Для организации научно-исследовательской работы, анализа деятельности педагогического коллектива и определения основных направлений развития лицея создается научно-методический совет.
  7. Для обеспечения психолого-педагогической поддержки образовательного процесса в лицее создается психологическая служба.

8. Финансовые средства и имущество лицея

  1. Финансирование лицея осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
  2. Основным источником финансирования лицея являются:
    • республиканский и местные бюджеты — для государственных лицеев;
    • средства физических и юридических лиц, иностранных государств и граждан, выступающих в качестве учредителей;
    • собственные средства лицея, в том числе валютные, от приносящей доход деятельности, не запрещенной законодательством Кыргызской Республики, а также от внебюджетной образовательной деятельности по всем видам основных и дополнительных образовательных программ, в том числе в пределах требований государственных образовательных стандартов;
    • доходы от депозитных вкладов;
    • добровольно внесенные средства физических и юридических лиц, добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
    • кредиты;
    • государственное финансирование государственных зданий, сооружений, земельных участков, оборудования, в виде возмещения затрат гимназии, именных и других форм стипендий, образовательных грантов, кредитов, предоставления льгот;
    • другие источники, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.
  3. Имущество лицея составляют основные и оборотные средства, а также материальные ценности, закрепленные за ней на праве оперативного управления и отраженные на балансе лицея.

9. Учет и отчетность

  1. Лицей осуществляет бухгалтерский учет результатов своей деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, ведет статистическую отчетность по установленной форме.

10. Реорганизация и ликвидация

  1. Реорганизация или ликвидация лицея осуществяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  2. При ликвидации лицея документы, возникшие в ходе его деятельности, хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».
    В соответствии с законодательством Кыргызской Республики, ведет статистическую отчетность по установленной форме.